Независимая оценка качества

меню

 Как выбрать программу обучения в начальной школе?

Ваш ребёнок достиг школьного возраста, и Вы стоите перед выбором, куда пойти учиться? У родителей есть выбор при поступлении ребёнка в школу. Например, вы можете выбрать возраст, в котором завершится дошкольное детство вашего чада. Рассмотреть кандидатуры на почётную должность первого учителя. Можно изучить варианты подходящих, с вашей точки зрения, школ. Но один из самых сложных моментов – это выбор программы, по которой будет проходить обучение вашего ребёнка.

Проблему выбора образовательной программы решить не всегда просто. Что такое хорошая школьная программа? А плохие программы бывают? Попробуем разобраться.

Часто слышишь: «Мы занимаемся по Виноградовой...», «А у нас Перспектива». К сожалению, большинство родителей могут лишь назвать автора учебной программы, другие скажут «нам ее хвалили», третьи, может быть, расскажут о конкретных плюсах и минусах. Но в целом же, рядовой родитель с трудом понимает, чем различаются все эти программы. И не удивительно. Действительно сложно пробраться сквозь научный стиль и терминологию педагогических текстов. Родители, чьи дети в этом году собираются в первый класс, озадачены вопросом, начнут ли их дети учебный путь по традиционной программе или по развивающей? Действительно, важно правильно выбрать школу и программу обучения, так как именно учеба в начальной школе определяет последующее отношение ребенка к учебному процессу. Так что же представляют из себя традиционные и развивающие программы, каковы их плюсы и минусы, чем они отличаются друг от друга?

Так что давайте будем вместе разбираться и пытаться понять.

Во-первых, существует педагогическая система и педагогическая программа.

Систем всего 2:  развивающая и традиционная (см. Приказ Минобрнауки РФ от 21.10.2004 N 93). К традиционной относятся программы: «Школа России», «Начальная школа ХХI века», «Школа 2100», «Гармония», «Перспективная начальная школа, «Классическая начальная школа», «Планета знаний», «Перспектива».

К развивающим системам относятся две программы: Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.

Программ же значительно больше. Кроме официально признанных ФГОС, существует множество экспериментальных систем, а также авторских, внутришкольных.

Системы образования

Все одобренные  системы и программы отвечают главному требованию: они позволяют ученику усвоить обязательный минимум знаний. Авторство же проявляется в способах подачи материала, дополнительной информации, организации учебной деятельности.

У каждой системы и программы есть свой автор. Но это не означает, что все учебники по всем предметам написаны только им одним. Конечно же, над составлением УМК (Учебно-методического комплекта) трудился целый коллектив! Поэтому фамилии на учебниках ваших детей, естественно, будут разные. Но, несмотря на «коллективное творчество», все учебники в рамках одной программы имеют единые:

Цель (т.е. тот результат, который должен получиться, те качества, которыми в итоге должны обладать выпускники, проучившиеся по той или иной программе)

Задачи (т.е. те шаги, при помощи которых достигается поставленная цель)

Принципы (т.е. особенности организации обучения, подачи материала, выбора методов, которые и отличают одну программу от другой).

Содержание (по сути — тот самый учебный материал, который будет усваивать ребенок в процессе обучения. Например, содержание образования по филологии, по математике, по обществознанию и по естествознанию. В этой части программы отличаются тем, что одни ограничиваются государственным стандартным минимумом, другие включают различные дополнительные знания, понятия, литературу, а так же порядком подачи учебного материала, который неразрывно связан с принципами.)

Нет плохих или хороших программ. Все рассматриваемые в статье программы одобрены Министерством образования. И развивающая система ничем не лучше и не хуже традиционной. На самом деле, каждая система рассчитана на определенный склад ума, или, иначе говоря, способ восприятия и умственной обработки информации. А эти процессы у каждого ребенка индивидуальны. Как обмен веществ, или скажем, цвет волос. Поэтому в описание каждой программы мы ввели раздел «Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе», где будем описывать те качества, которыми желательно обладать ребенку для того чтобы показывать высокие результаты, не перенапрягаясь при этом.

Разные классы одной и той же школы могут учиться по разным программам, особенно там, где выбор программы осуществляют сами учителя. И это даже хорошо. Разные программы и системы требуют от детей разных начальных знаний и навыков, да и от личных качеств учителя во многом зависит, сможет ли он реализовать программу в полном объеме. Поэтому учитель выбирает программу, которая позволит ему работать именно в сложившейся обстановке именно с данным коллективом.

Образовательные программы начальной школы

Процесс обучения в начальной школе строится по образовательной программе, разработанной методистами образования и принятой для данной школы или отдельного класса. Разрешенными по ФГОС программами на 2016-17 учебный год, в соответствии с федеральным перечнем учебников, являются:

  • Программа "Перспективная начальная школа";
  • Программа "Планета знаний";
  • Программа "Перспектива";
  • Программа "Школа России";
  • Программа по системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова;
  • Программа "Начальная школа 21 век" (система Виноградовой);
  • "Гармония".

Согласно статьям 32 и 55 Закона РФ «Об образовании» учитель начальной школы вправе выбрать систему только в соответствии с той образовательной программой, которая утверждена в образовательном учреждении. Выбирая какую-то программу за основу, педагог следует ей все четыре года.

«Школа России» (Плешаков)

Это тот комплект для начальной школы, по которому мы все учились в советское время, с некоторыми изменениями.

Цель: воспитание школьников как граждан России. Школа России должна стать школой духовно-нравственного развития.

Задачи. Главное назначение начальной школы, по мнению авторов — воспитательное. Отсюда и задачи:

развитие у ребенка человеческих качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности: доброты, терпимости, ответственности, способности сопереживать, готовности помогать другому

обучение ребенка осознанному чтению, письму и счету, правильной речи, привить определенные трудовые и здоровьесберегающие навыки, обучить основам безопасной жизнедеятельности

формирование естественной мотивации учения

Принципы: фундаментальность, надежность, стабильность, открытость новому.

Проблемно-поисковый подход. Он предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном.

Содержание. Учебники для 1-4 классов, выпускаемые издательством «Просвещение». Издательством «Просвещение» д. Комплект охватывает все образовательные области.

Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: Никаких особых качеств от ребенка не требуется. Конечно, чем больше способностей развито у ребенка, тем лучше. Например пригодится способность к самооценке, готовность работать в проблемных ситуациях. Но по данной программе хорошо учатся даже самые неподготовленные к школе детки.

Программа «Школа России» - это национальная программа образования, название которой является качественной характеристикой.

Главную идею программы можно сформулировать следующим образом: школа России должна стать школой духовно-нравственного развития. В принципе, мы все когда-то учились по этой программе, может быть за последние годы она претерпела незначительные изменения. Но суть осталась прежней.

Вот, что пишут на официальном сайте программы.

Учебно - методический комплект «Школа России» сориентирован на личностно - развивающее образование младших школьников.

Программы и учебники комплекта обеспечивают:

  • граждански-ориентированное 
  • глобально-ориентированное 
  • экоадекватное

образование младших школьников.

Программа начальной школы “Школа России” считается традиционной, большинство детей осваивают её без каких-либо проблем.

Традиционная программа «Школа России» (под ред. А. Плешакова) существует десятки лет. Сам автор подчеркивает, что этот комплект создан в России и для России. Основная цель программы заключается в «развитии у ребенка интереса к познанию своей страны и ее духовного величия, ее значимости в мировых масштабах».

Мнение специалиста

– Я работаю в школе с детьми много лет по традиционной программе «Школа России»,– говорит учитель начальных классов средней общеобразовательной школы № 549 г. Москвы Татьяна Михайловна Бобко. – По этой программе учились и наши родители, и я, и мои дети. Все выросли достаточно образованными людьми.

Считаю, что эта программа нужна, она была, есть и будет всегда. Традиционная программа позволяет тщательно отрабатывать навыки учебной деятельности (чтение, письмо, счет), которые необходимы для успешного обучения в средней школе. В последние годы изданы интересные учебные комплекты, отвечающие современным требованиям обучения (математика – автор М.И. Моро, русский язык – автор Т.К. Рамзаева), которые направлены на развитие познавательных способностей ученика.

К сожалению, своего сайта у авторов данной программы нет.

Система образования Эльконина-Давыдова

Давыдов следует поговорке «тише едешь — дальше будешь».

Образовательная система Д. Б. Эльконина-В.В. Давыдова имеет уже более чем 40-летнию историю существования: сначала в виде разработок и экспериментов, а в 1996 году Решением Коллегии Министерства образования РФ образовательная система Эльконина-Давыдова была признана одной из государственных систем.

Цель: формирование системы научных понятий, учебной самостоятельности и инициативности. Развитие в ребёнке умения необычно и глубоко мыслить

Задачи:

сформировать у выпускников начальной школы способности к рефлексии, которая в младшем школьном возрасте обнаруживает себя через:

знание о своем незнании, умение отличать известное от неизвестного;

умение в недоопределенной ситуации указать, каких знаний и умений не хватает для успешного действования;

умение рассматривать и оценивать собственные мысли и действия «со стороны», не считая свою точку зрения единственно возможной;

умение критично, но не категорично оценивать мысли и действия других людей, обращаясь к их основаниям.

развить способности к содержательному анализу и содержательному планированию.

Сформированность этих способностей обнаруживается, если:

учащиеся могут выделить систему задач одного класса, имеющих единый принцип их построения, но отличающихся внешними особенностями условий (содержательный анализ);

учащиеся могут мысленно построить цепочку действий, а затем слитно и безошибочно их выполнить.

развить творческий потенциал, воображение учащегося.

Принципы:

Основной принцип этой системы — научить детей получать знания, искать их самостоятельно, а не заучивать школьные истины.

Предметом усвоения являются общие способы действия — способы решения класса задач. С них начинается освоение учебного предмета. В дальнейшем общий способ действия конкретизируется применительно к частным случаям. Программа устроена так, что в каждом последующем разделе конкретизируется и развивается уже освоенный способ действия.

Освоение общего способа начинается с предметно-практического действия.

Ученическая работа строится как поиск и проба средств решения задачи. Поэтому суждение ученика, отличающееся от общепринятого, рассматривается не как ошибка, а как проба мысли.

Содержание: разработаны учебники по всем предметам, изучаемым в начальной, средней и старшей школе.

Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: те же, которые описаны для программы Занкова. Исключение: работать в быстром темпе вряд ли придется. Скорее пригодится основательность, внимание к мелочам, способность обобщать.

Программа начальной школы по системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова

Система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова подойдет тем, кто хочет развивать в ребенке не столько способность к анализу, сколько умение необычно, глубоко мыслить.

В системе Эльконина-Давыдова, правда, может отпугнуть отсутствие отметок. Но специалисты уверяют, что все под контролем: учителя сообщают все нужные рекомендации и пожелания родителям и собирают своего рода портфолио творческих работ учеников. Оно и выполняет роль показателя успеваемости вместо привычного дневника. В системе Эльконина – Давыдова упор делается не на результат – усвоенные знания, а на способы их постижения. Иначе говоря, ученик может чего-то и не помнить, но должен знать, где и как при необходимости восполнить этот пробел.

Другая особенность программы Эльконина-Давыдова: ученики начальной школы усваивают не только то, что дважды два четыре, но и почему именно четыре, а не семь, восемь, девять или двенадцать. В классе изучаются принципы построения языка, происхождение и строение числа и т. п. Знания правил, основанные на понимании их причин, безусловно, держатся в голове крепче. И все же нужно ли с младых ногтей погружать детей в эти дебри, вопрос, пожалуй, спорный.

Большой упор авторы системы сделали на командной работе и отработке коммуникативных навыков: дети проводят свои мини-исследования в группах по 5 – 7 человек, а затем под руководством учителя обсуждают результаты и приходят к общему выводу.

Но было бы несправедливым сказать, что эти же навыки не отрабатываются при обучении по другим упомянутым системам.

Развивающее обучение по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова

Особое место уделяется теоретическим знаниям и логической стороне обучения. Уровень преподаваемых предметов – предельно сложный. Система обучения Эльконина-Давыдова предполагает формирование у выпускников начальной школы большого набора навыков. Ребенок должен научиться искать недостающую информацию при столкновении с новой задачей, осуществлять проверку собственных гипотез. Более того, система предполагает, что младший школьник самостоятельно будет организовывать взаимодействие с учителем и другими учениками, анализировать и критически оценивать собственные действия и точки зрения партнеров.

Мнения родителей о программе Эльконина-Давыдова:

"Мы пошли в первый класс в 2010 году, выбрали развивающую методику Эльконина-Давыдова. Наверное, рано еще говорить о результатах, но то, что программа очень серьезная и заниматься с ребенком приходится постоянно, это факт. Основной упор, мне кажется, сделан на математику. Хотя у меня очень неглупый мальчик, некоторые вещи нужно объяснять несколько раз. В принципе, к этому были готовы, так что работаем над собой, так сказать. Кто захочет выбрать эту программу нужно быть готовым много заниматься с ребенком."

Программа «Начальная школа 21 века» (под ред. проф. Н.Ф. Виноградовой) одна из самых популярных сегодня.

Это во многом объясняется тем, что авторский коллектив проекта удостоен, пожалуй, самой высокой награды в области образования — премии Президента Российской Федерации. Сегодня по программе «Начальная школа 21 века» учатся школьники большинства субъектов РФ.

Одно из главных отличий программы «Начальная школа 21 века» от других проектов по начальной школе заключается в построении системы педагогической диагностики  целенаправленно с 1 по 4 класс.

Данная диагностика не заменяет, а дополняет собой психологическую диагностику, поскольку у нее другие задачи и цели. Педагогическая диагностика дает возможность уже на начальном этапе определять готовность ученика к обучению в школе. А затем — увидеть, насколько прочно усвоены знания и умения; действительно ли произошли изменения в развитии того или иного ребенка, или они были достаточно поверхностны; на что должны быть направлены усилия учителя — нуждается ли класс в подробном повторении уже пройденного материала или можно двигаться дальше.

Педагогическая диагностика проверяет не только и не столько знания, сколько процесс решения той или иной учебной задачи, способ, которым действует ученик. В данном контексте такая диагностика имеет несомненные преимущества по сравнению с обычными проверочными работами. Помимо прочего во время нее ученики чувствуют себя свободнее, так как им не выставляют за нее оценки. Если проводить данную диагностику регулярно на протяжении всех четырех лет начальной школы, можно отчетливо наблюдать динамику продвижения учеников и во время приходить им на помощь, если это необходимо.

В программе «Начальная школа 21 века» реализован основной принцип обучения: начальная школа должна быть природосообразной, то есть соответствовать потребностям детей этого возраста (в познании, общении, разнообразной продуктивной деятельности), учитывать типологические и индивидуальные особенности их познавательной деятельности и уровень социализации.

Мнения родителей о программе "Начальная школа 21 века"

"Мы закончили учиться по программе Виноградовой. Сначала долго ждали когда дети действительно начнут учиться. Ко второму классу поняли, что не такая она и легкая. Есть у нее и некоторые минусы: большое количество тетрадей, которые они полностью не успевают проходить. Ну и нам, учившимся еще по советским программам, не все нравится в нынешнем обучении, поэтому придираемся по мелочи."

Учебно-методический комплект «Начальная школа ХХI века» (под ред. Н. Виноградовой) направлен на обеспечение «мягкой» адаптации детей к новым для них условиям школьной жизни.

Мнение специалиста

– По этой программе работаю третий год, мне она очень нравится, – говорит Ирина Владимировна Тябирдина, учитель начальных классов средней общеобразовательной школы № 549 г. Москвы. – Скажу откровенно, материал рассчитан на сильных эрудированных детей. С каким багажом знаний школьник перейдет в среднюю школу, зависит от учителя начальных классов. Поэтому главной целью является – научить ребенка учиться. Немаловажно, что комплект Виноградовой реализует право ребенка на свою индивидуальность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их, размышлять, фантазировать, играть (предусмотрены специальные тетради «Учимся думать и фантазировать», «Учимся познавать окружающий мир»).

Система образования Занкова

В 1995 — 1996 гг. система Л. В. Занкова признана как параллельная государственная система начального обучения.

Цель: общее развитие учащихся, которое понимается как развитие ума, воли, школьников и как надежная основа усвоение ими знаний, умений, и навыков.

Задачи: одна из важнейших задач — воспитание у младшего школьника отношения к себе как к ценности. Обучение должно быть ориентировано не столько на весь класс как единое целое, сколько на каждого конкретного ученика. При этом ставится цель не «подтянуть» слабых учеников до уровня сильных, а раскрыть индивидуальность и оптимально развить каждого школьника, независимо от того, считается ли он в классе «сильным» или «слабым».

Принципы: самостоятельность учащегося, творческое постижение материала. Учитель не выдаёт школьникам истины, а заставляет до них «докапываться» самим. Схема обратная традиционной: сначала даются примеры, а учащиеся сами должны сделать теоретические выводы. Усвоенный материал также закрепляется практическими заданиями. Новые дидактические принципы этой системы — это быстрое освоение материала, высокий уровень трудности, ведущая роль теоретических знаний. Постижение понятий должно происходить в понимании системных взаимосвязей.

Ведется систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и сильных, и слабых. Важным считается осознание школьниками своего процесса учения.

Содержание: более богатое, обеспечивающее многообразие видов деятельности учащихся. Обогащено содержание обычных, общепринятых в школе предметов — русского языка и чтения, математики и трудового обучения. Большое значение имеет самостоятельная деятельность учащегося по получению знаний.

Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: готовность работать в высоком темпе, способность к рефлексии, самостоятельному поиску и усвоению информации, готовность проявить творческий подход при решении поставленной задачи.

Система начального образования Л.В. Занкова. Концепция программы Л.В.Занкова сформулирована в 60-е годы XX века.

Основополагающими в ней остаются следующие положения:

- учебный материал во всех учебниках представлен в таких формах, которые предполагают самостоятельную деятельность учащихся;

- система Занкова направлена на открытие и усвоение новых знаний;

- особое значение имеет организация учебного материала в различных формах сравнения, в том числе и для постановки проблемных задач. Учебники обеспечивают регулярность включения подобных упражнений в процесс учения школьника;

- учебный материал направлен на формирование умений мыслительной деятельности: классифицировать (предметы и понятия путем формирования соответствующих операций), формулировать выводы, проводить анализ условий заданий и задач.

Недостаток системы Занкова, так же как и Эльконина – Давыдова, состоит в том, что они не получают достойного продолжения на более высоких ступенях школьного образования. И если вы отдадите предпочтение одной из них, будьте готовы, что после начальной школы вашему ребенку все равно придется перестраиваться на традиционное преподавание, а это может на первых порах создать ему проблемы.

Мнения родителей о программе Занкова:

"Мы учимся по Занкову. Первый класс нам даётся довольно легко. Мы даже с некоторыми родителями не очень довольны. Дети очень долго изучали то, что они и так знали. Сейчас вроде перешагнули этот этап и идёт обучение дальше. Все очень пугали, что будет трудно учиться, но пока нам всё удаётся."

"Наш класс закончил 1-й год обучения по Занкову.

Но... Весь класс ходил на курсы будущего первоклассника и когда учитель предлагал обычную программу или по Занкову (я в интернете почитала, что она сложновата), я спросила, справятся ли с ней дети. Она ответила , что справятся, но родителям придется помогать делать домашнее задание, и большинство согласились на эту программу. Своему сыну где-то полгода помогала, а потом он сам стал справляться, я только проверяла. В конце года сдавали тесты. В основном были 5, немного 4. Как нам объясняла учитель, по этой программе дети ищут решения разными способами или может быть несколько решений. Пока результат неплохой на мой взгляд. Посмотрим, как дальше пойдет."

Развивающая система Л.В. Занкова направлена на развитие ума, воли, чувств, духовных потребностей младших школьников, пробуждение у них интереса к познанию широкой картины мира, увлеченности учением, развитию любознательности. Задача обучения – дать общую картину мира на основе науки, литературы, искусства. Эта программа направлена на обеспечение условий для самореализации, для раскрытия индивидуальности ребенка, его внутреннего мира.

Отличительной особенностью системы Занкова является обучение на высоком уровне трудности, прохождения учебного материала «по спирали». При выполнении заданий дети учатся делать теоретические выводы, творчески постигать материал.

Мнение специалиста

– Очень люблю систему Л.В. Занкова, – рассказывает заместитель директора по учебно-воспитательной работе средней общеобразовательной школы № 148 г. Москвы Надежда Владимировна Казакова. – Дети, которых я учила по этой программе, сейчас в седьмом классе. Как специалист, в учебе вижу прекрасный результат. Школьники отлично умеют рассуждать, спорить, развитие их кругозора выгодно отличается от сверстников, у них выше работоспособность.

– Программа направлена на всестороннее развитие ребенка, она учит детей добывать информацию самим, а не получать готовую, - дополняет о системе Л.В. Занкова руководитель методического объединения учителей начальной школы № 148 г. Москвы Татьяна Владимировна Корсакова. – Заканчивая начальную школу по этой системе, дети становятся более раскрепощенными, они имеют примерно в три раза больше знаний, чем их сверстники.

Более подробную информацию можно прочитать здесь:

http://www.zankov.ru/article.asp?edition=5&heading=26&article=26  — четко и полно описана система, лучше и не скажешь

http://www.zankov.ru/

http://schools.keldysh.ru/UVK1690/zankov.htm

Другие программы для начальной школы

А в общем: буквы и цифры полноценно не учат ни в одной из одобренных ФГОС программ, считают, видимо, что ребенка этому должны научить родители или репетиторы до школы. Да и в современных учебниках много неточностей и даже ошибок. Именно поэтому растет число детей с дисграфией. Складывается впечатление, что при включении программы в ФГОС лоббируются интересы тех или иных людей, к обучению детей не имеющих никакого отношения.

Но все же, ребенок справится с любой программой, если ему помогают родители или репетитор.

"Наша учительница настаивала на родительских собраниях, чтобы уроки ребенок делал обязательно на глазах у родителей в 1 классе, т.к. он должен с самого начала научиться работать дома правильно. Все эти программы сложны в первую очередь для родителей, потому что родителям придется вникать, а там все равно все немного по другому, чем в советской школе. Обычно, в школах, где развивающие программы, для родителей еженедельно устраиваются собрания, на которых объясняют материал, который проходят дети в данный момент. В нашей школе есть развивающая методика Эльконина-Давыдова, но мы от неё отказались. Пошли на Школу России. Именно из соображений моего удобства, т.к. у меня нет возможности так часто быть в школе. Если дочка чего-то не поймет, я могу ей объяснить без помощи учителя. И то, пыталась разобраться в графиках по математике. Вот думаю, что она не права. А дочка, мне говорит: Нет, нам так объясняли. Буду так делать. Тебя ведь, мама, не было на уроке. Ну ладно думаю, ошибись, посмотрим что тебе поставят. Смотрю на другой день, учительница не зачеркнула. В общем, оставила я ей математику, чтение и всякое рисование на её совести. Их она делала, пока я на работе. А себе оставила чистописание. Это было её слабое место. Мы с ней сидели все вечера над этими прописями. Бывало, что до слез (и до моих тоже). В результате, итоговую контрольную по письму написала без единой ошибки и помарки, а вот в своей любимой математике сделала аж 2 ошибки."

Так что, дорогие родители будущих первоклассников, какую бы вы программу не выбрали, занимайтесь с детьми дома, и тогда ребенок справится с любой программой.

Надеюсь, нам с Вами удалось хотя бы приблизительно разобраться что же такое образовательная программа и какая ближе вашему ребенку. И теперь мы сможем осознанно подходить к выбору школы, класса, учителя. Примерно представляем себе, какие вопросы задать, чтобы оценить, сможет ли данный учитель в данной школе в полной мере реализовать принципы выбранной программы... Сможем правильно подготовить ребенка к началу школьных занятий, по возможности учитывая склонности и характер наших маленьких, но личностей. Удачи вам и отличных отметок вашему ребенку!"

 

 gos.uslugi Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования www.krao.ru krasobrnadzor.ruГлавное управление образования администрации города Красноярска
наверх