Межличностные отношения. Конфликт, что нужно знать.
Как бы мы жили, если бы совсем не было конфликтов. Практически в любых взаимоотношениях рано или поздно возникает конфликт. Все мы разные, с разной позицией и взглядами. Почему же возникает конфликт, разберем.
Самый распространенный вид конфликта – это конфликт между личностями, в основе которого лежат, противоречия, несовместимость взглядов, интересов и потребностей.
Если конфликт способствует принятию решений, развитию отношений это и есть позитивные последствия. Такой конфликт называют конструктивным.
Конструктивный конфликт выводит личность на новый, более высокий уровень развития. Появляются новые способы сотрудничества и взаимодействия, взаимопонимания. Конструктивный конфликт возможен лишь в том случае, если человек не нарушает этические нормы, деловые отношения, разумные аргументы.
В том случае, если конфликт препятствует принятию конструктивных решений, эффективному взаимодействию, его называют деструктивным. Деструктивный конфликт, возникает если, одна из сторон жестко настаивает на своей позиции, не желает учитывать интересов оппонента, прибегает к методам жесткой борьбы, нравственно осуждаемым, применяет психологическое давление, унижение.
Для того чтобы направить конфликт в позитивное русло, нужно уметь анализировать его, понимать возможные причины и последствия.
Причиной конфликта являются события, факты, ситуации которые предшествуют конфликту.
Конфликтные отношения это способ или процесс взаимодействия, который характеризуется несовпадением, незнанием или не пониманием целей, потребностей, интересов оппонента.
Таким образом, накопившееся, противоречия в ходе конфликтных отношений, приводят к конфликтной ситуации. А нежелание или непонимание способа выхода из конфликтной ситуации приводят к инциденту, непосредственно открытому столкновению сторон и переходу конфликта в новое качество.
Процесс управления конфликтом очень сложный. Чаще требуется привлечение третьей стороны для его разрешения. И всё же гораздо эффективнее обладать умениями выхода из конфликта и предупреждения его. Для этого нужно знать способы разрешения конфликтных ситуаций и поведения в конфликте.
Основные стратегии поведения в конфликте.
- Соперничество.
По своей направленности стратегия ориентирована на то, чтобы, действуя активно и самостоятельно, добиваться осуществления собственных интересов, невзирая на другие стороны, непосредственно участвующие в конфликте, а то и в ущерб им. Применяющий подобный стиль поведения стремится навязать другим свое решение проблемы, уповает только на свою силу, не приемлет совместных действий. При этом проявляются волевой напор, желание любым путем, включая силовое давление, запугивание, шантаж и т.п., принудить оппонента принять оспариваемую им точку зрения, во что бы то ни стало взять верх над ним, одержать победу в конфликте. - Сотрудничество.
Предполагает не индивидуальный, а совместный поиск решения проблемы, породившей конфликт. Это возможно при условии своевременной и точной диагностики проблемы, породившей конфликтную ситуацию, уяснения как внешних проявлений, так и скрытых причин конфликта, готовности сторон действовать совместно ради достижения общей для всех цели. Этот стиль используется теми, кто воспринимает конфликт как нормальное явление социальной жизни, как потребность решить ту или иную проблему без нанесения ущерба какой-либо стороне. Выгоды этой стратеги несомненны: каждая из сторон получает максимум пользы при минимальных потерях. - Компромисс.
Стратегия поведения характеризуется балансом интересов конфликтующих сторон на среднем уровне. Стратегия компромисса не портит межличностные отношения, более того, она способствует их положительному развитию. Способность к компромиссу – признак реализма и высокой культуры общения. Не следует, однако к нему прибегать без нужды, торопиться с принятием компромиссных решений, прерывать тем самым обстоятельное обсуждение сложной проблемы, искусственно сокращать время на творческий поиск разумных альтернатив, оптимальных вариантов. Каждый раз нужно проверять, эффективен ли в данном случае компромисс по сравнению с другими стратегиями. - Избегание.
Эта стратегия характеризуется явным отсутствием у вовлеченного в конфликтную ситуацию желания сотрудничать с кем-либо, уйти от конфликта. Избегание бывает вполне оправданным в условиях межличностного конфликта, возникающего по причинам субъективного, эмоционального порядка. Люди такого склада, как правило, трезво оценивают преимущества и слабости позиции конфликтующих сторон. Даже будучи задетыми за живое, они остерегаются безоглядного ввязывания в «драку», не спешат принимать вызов на обострение столкновения, понимая, что нередко единственным средством выигрыша в межличностном споре оказывается уклонение от участия в нем. Иное дело, если конфликт возник на объективной основе. В такой ситуации уклонение и нейтралитет могут оказаться неэффективными, поскольку спорная проблема сохраняет свое значение, причины, ее породившие, сами собой не отпадают, а еще более усугубляются. - Приспособление.
Этот стиль пассивного поведения отличается склонностью участников конфликта смягчить, сгладить конфликтную ситуацию, сохранить или восстановить гармонию во взаимоотношениях посредством уступчивости, доверия, готовности к примирению. В отличие от избегания, эта стратегия в большей мере учитывает интересы оппонентов. Вместе с тем такой стиль неприемлем в ситуациях, когда субъекты конфликта охвачены чувством обиды и раздражения, не хотят отвечать друг другу доброжелательной взаимностью, а их интересы и цели не поддаются сглаживанию и согласованию.
Подумайте, какой стратегии придерживаетесь вы.
Помните, любой конфликт легче предупредить, чем завершить.